Скобчатая резьба менее известна, чем другие разновидности геометрической резьбы. Быть может, это связано с тем, что полукруглая стамеска, которой выполняется скобчатая резьба, появилась намного позже ножа. Приложите острие полукруглой стамески к поверхности мягкой древесины и слегка вдавите в нее. На дереве отпечатается след, похожий на скобку. Отсюда и название скобчатой резьбы. Иногда ее еще называют ногтевидной, и тоже не случайно. Попробуйте нажать ногтем на поверхность, например, пластилина, и вы получите вмятину, очень похожую на ту, которую оставило острие полукруглой стамески на древесине. Скобчатая резьба менее трудоемка, чем трехгранно-выемчатая. Чтобы вырезать простейший элемент в технике трехгранно-выемчатой резьбы, необходимо сделать три насечки и три подрезки. В то же время простейший элемент скобчатой резьбы делается в два приема: одна насечка и одна подрезка. Можно с уверенностью сказать, что скобчатая резьба выполняется в два-три раза быстрее трехгранно - выемчатой.
| Фрагмент ярославской прялки первой четверти XIX века |
Оба вида геометрической резьбы имеют свои неповторимые особенности. В частности, для скобчатой резьбы характерны плавные округлые линии и мягкие переходы светотеней в желобчатых выемках. Чаще всего скобчатой резьбой украшались ковши, солонки, вальки для выколачивания и рубели для глаженья белья, игрушки, шкатулки, прялки, ткацкие станки. Знаменитые городецкие донца из осины, инкрустированные мореным дубом, украшались одновременно скобчатой и контурной резьбой. В позапрошлом веке скобчатую резьбу в сочетании с контурной настолько широко применяли ярославские резчики при украшении прялок, что только по резьбе можно было сразу же отличить ярославские прялки от других, распространенных на русском Севере, и не только по своеобразной форме лопаски, силуэт которой отдаленно напоминал высокий терем, но и по оригинальной скобчато-контурной резьбе с четким графическим рисунком. В форму лопаски-стойки резчики умело вписывали многоэтажный терем, увенчанный остроконечной башней. Поэтому ярославские прялки так и назывались — теремковые. Техника скобчато-контурной резьбы, применяемая талантливыми мастерами, позволяла лаконично и живо передавать сцены, происходящие внутри терема: праздничное застолье, беседу за самоваром и задорные народные пляски. В нижней части прялки изображались сцены, которые могли происходить только вне терема: прогулки, поездки жениха на санях к невесте... В заголовке вы видите фрагмент ярославской прялки первой четверти XIX века. Этот фрагмент получил название «Ездочок». Резаком сделаны контуры изображения, а заполнены они несложными ногтевидными порезками. В технике скобчатой резьбы выполнено орнаментальное обрамление. Вдоль боковых краев искусно сделана плетенка — один из древнейших орнаментальных мотивов. Ярославские мастера вырубали прялки только из березовой древесины. И это не случайно. На достаточно твердой, плотной и однородной древесине березы резак и стамеска оставляли очень четкий и гладкий срез без сколов. Скобчатую резьбу можно встретить и на многих других изделиях из дерева, в основном в сочетании с другими видами резьбы. Применяли ее и при изготовлении пряничных досок. Пряничные доски вырезались из более твердой древесины, чем береза, в основном из груши и клена. Мастера знали, что чем плотнее, однороднее и тверже древесина, тем проще выполнить более сложную и тонкую резьбу. Скобчатая резьба нередко служит декором объемной резьбы. Ее можно встретить на скульптурно обработанных деталях ткацкого станка. На богородских игрушках она незаменима там, где нужно имитировать, например, узоры на одеждах сказочных персонажей. Скобчатую резьбу можно с успехом применять и при украшении современных изделий из дерева: шкатулок, коробочек, карандашниц, выточенных на токарном станке, разделочных досок и декоративных настенных панно. Для всех этих изделий нужно применять хорошо высушенную древесину, имеющую однородное строение, без сучков и трещин. Пригодна древесина всех лиственных пород без ярко выраженного текстурного рисунка: подойдет береза, груша, орех, клен, липа, осина, тополь, ива и другие. | Образцы орнаментов скобчатой резьбы |
Для выполнения скобчатой резьбы потребуются полукруглые стамески различных размеров с шириной лезвия от 5 до 25 мм. О том, как своими силами изготовить полукруглые стамески, подробно рассказано в книге «Объемная резьба по дереву». При выполнении некоторых элементов резьбы необходимым окажется нож или плоская стамеска со скошенным лезвием. Для разметки орнаментов применяют циркуль и линейку. Хотя сами по себе приемы нанесения скобчатой резьбы довольно просты, не нужно сразу пытаться украсить какое-то готовое изделие из дерева. Все элементы орнамента, показанные на нашем рисунке, желательно предварительно выполнить в порядке их усложнения на отдельной доске. Доску нужно тщательно остругать и отциклевать, но ни в коем случае не зачищать наждачной бумагой. Этого делать не рекомендуется при выполнении любого вида резьбы. Ведь мельчайшие частицы абразива, застревая в волокнах дерева, при резьбе попадают под лезвие стамески или резака и тупят его. Зачищать деревянное изделие наждачной бумагой можно только после завершения всех резных работ. Каждый элемент скобчатой резьбы, в какую бы сложную орнаментальную композицию он ни входил, выполняется всегда двумя последовательными приемами: насечкой и подрезкой. | Последовательность вырезания элемента скобчатой резьбы: 1 — насечка 2 — подрезка Вверху показаны различные виды надрезок, выполненные полукруглой стамеской |
Поставив полукруглую стамеску перпендикулярно к поверхности доски, с силой нажмите на рукоятку. В мягкую древесину лезвие должно проникнуть примерно на 1,5—2 мм, в твердую — на 0,5—1 мм. Конечно, эти цифры весьма относительны: ведь, определяя оптимальную глубину насечки, резчик учитывает ширину стамески, размеры изделия, твердость дерева и многие другие особенности. Все показанные на рисунке варианты насечек получены путем вдавливания острия полукруглой стамески в поверхность древесины в определенном положении. Поворачивая стамеску поочередно то в одну, то в другую сторону, можно получить насечку в виде волны. Располагая скобки по окружности, можно получить насечку, напоминающую контуры цветка, и т. д. Насечку в виде окружности получают вращением стамески вокруг своей оси. Вращать нужно осторожно, постепенно углубляя лезвие стамески в дерево. Можно поступить наоборот — стамеску держать неподвижно, а вращать доску. Второй этап выполнения любого элемента скобчатой резьбы — подрезка. При подрезке доска должна упираться в планку, битую к верстаку или рабочему столу. Поставьте стамеску под острым углом к доске. Слегка поворачивая стамеску вокруг своей оси то в одну, то в другую сторону, продвигайте ее в сторону насечки. Если глубина подрезки точно совпала с глубиной насечки, то от доски легко отделится кусочек дерева, напоминающий ноготь. Если срез получился недостаточно чистым, со сколом, следует этой же стамеской углубить насечку и снова повторить подрезку. Нужно иметь в виду, что какой бы однородной ни была древесина, все же наиболее чистый срез получается только тогда, когда подрезка выполняется не поперек, а вдоль волокон. Таким же чистым срез получается, если подрезка ведется под острым углом к волокнам. При подрезке поперек волокон срез получается шероховатым, особенно на мягкой древесине. Эти особенности необходимо учитывать при выборе резного узора. И если это возможно, элементы узора надо стараться располагать так, чтобы при подрезке стамеска передвигалась вдоль волокон или под небольшим углом к ним. Выполнять резьбу можно только хорошо заточенными стамесками. В процессе работы их нужно постоянно править на куске липы или кожаном ремне с пастой ГОИ. На рисунке приведены только самые характерные орнаментальные мотивы скобчатой резьбы, в которых далеко не до конца использованы возможности полукруглой стамески и резака. Приобретя навыки в работе с полукруглой стамеской, вы сможете создавать оригинальные орнаментальные композиции, учитывая, конечно, форму украшаемого резьбой изделия. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий