Линолеум — это полотно, покрытое слоем масла (льняной олифы), смешанного со смолами и наполнителями (с латинского это слово так и переводится: «линум» — лен, полотно; а «олеум» — масло). В наше время широкое распространение получил поливинилхлоридный линолеум, который выпускается как на тканевой основе, так и без нее. Он состоит из поливинилхлоридного полимера, пластификатора, наполнителя (талька), так называемого мягчителя и пигмента. Линолеум выпускается в виде полотнищ, которые свертывают в рулоны, а также плитками размером 300х300 и толщиной 1,5—2,5 мм. Благодаря разнообразной окраске линолеум представляет собой хороший материал для красочных мозаичных композиций. При ремонте жилых и общественных помещений старый использованный линолеум обычно выбрасывают. Между тем он мог бы еще послужить. Как? Например, им снова можно выстелить пол, но теперь уже в виде мозаики. Линолеум больше всего изнашивается и рвется на выступающих участках пола, а также в местах стыков полотнищ. Поэтому работу над мозаикой начинают с обрезки краев. Положите заготовку на деревянную основу и карандашом проведите вдоль края плавную кривую линию с таким расчетом, чтобы по одну ее сторону был крепкий материал, а по другую — изношенный (рис. 1а). Затем заготовку обрезают ножом-резаком примерно на расстоянии 1 см от намеченной линии (рис. 1б). Полотно может быть поврежденным не только по краям, но и в середине. Изношенный участок аккуратно вырезают ножом. Обрезанные полотнища раскладывают на полу внахлестку — на рисунке 1 показано, как это делается. При этом стараются расположить заготовки так, чтобы как можно меньше пришлось обрезать края. Чтобы полотнища не смещались относительно друг друга во время прирезки, в заготовки вбивают три-четыре тонких гвоздика. Вначале прорезают линолеум между гвоздиками (рис. 1в), затем их поочередно выдергивают и перерезают образовавшиеся перемычки. Обрезки линолеума удаляют и соединяют готовые полотнища встык. При аккуратной прирезке края полотен плотно смыкаются. Добившись точной стыковки смежных краев, приступают к прирезке округлых отверстий со вставками из линолеума другого цвета. Вставку подкладывают снизу под полотнище так, чтобы она полностью закрыла отверстие. Потом заготовки фиксируют тонкими гвоздями (рис. 1Д). Выполнив прирезку и удалив остатки линолеума, вставку вкладывают в отверстие полотнища. Потом подогнанные места помечают карандашными линиями и цифрами. Такие отметки позволяют быстро и точно собрать мозаичный набор (см. рис. 1, справа). Обрезки линолеума можно использовать и для изготовления декоративного паркета. Соединенные вместе, линолеумные плитки образуют на полу так называемый ковровый орнамент (рис. 2). Из одинаковых плиток, но окрашенных в разные цвета, можно сложить простейший орнамент. Если мозаику набирать из двух, трех и более плиток различной окраски и формы, можно добиться более сложного рисунка. Фигурные плитки вырубают специальной просечкой. Ее можно сделать самому. На листе бумаги вычерчивают в натуральную величину контур фигурной плитки. На огне отжигают старое ножовочное полотно, и одну из кромок затачивают под углом 30° (рис. 2, справа). Потом точно по контуру плитки сгибают сталь, соединяют внахлест заклепками и сверлят на заготовке отверстия под шурупы. Готовую просечку закаливают, а чтобы она не деформировалась, вставляют в деревянную колодку, вырезанную из многослойной фанеры. Если подходящей фанеры нет, колодку склеивают под прессом из нескольких заготовок. В середине колодки вырезают отверстие и вставляют в него на шурупах стальную просечку так, чтобы нижний ее край ((заточенный) выступал на 5—6 мм, а верхний был заподлицо с поверхностью колодки. Пользуются просечкой так. Линолеум кладут на торец деревянного кряжа, сверху устанавливают просечку и ударяют по колодке киянкой. Вырубленные фигурные плитки так же, как и полотнища, сначала собирают на полу насухо. Убедившись, что все элементы мозаики плотно прилегают друг к другу, приступают к наклеиванию. Для наклеивания применяют битумно-скипидарную мастику «Виски» или клей «Бустилат». При желании мастику «Виски» можно приготовить самостоятельно. Она содержит битума — 65 %, скипидара — 8%, уайт-спирита — 17%, латекса — 5 %, цемента — 5 %. Сначала в расплавленный в металлической емкости битум, постоянно помешивая, добавляют цемент. Затем, сняв емкость с огня, последовательно добавляют скипидар, уайт-спирит и латекс. Следует подчеркнуть, что мастику можно приготовлять только на открытом воздухе, вдали от построек, соблюдая все необходимые меры предосторожности. Если мастика загорится, достаточно сверху на посудину положить железную крышку, и пламя погаснет. Перед наклеиванием линолеума поверхность пола тщательно выравнивают, а затем грунтуют клеем. Тыльную сторону плиток или полотнищ тоже проклеивают. Уложенный линолеум прикатывают валиком, удаляют сухой тряпкой излишки клея, выступающего из швов. Чтобы приклеиваемый материал более плотно прилегал к полу, его на некоторое время прижимают грузом. Клей должен сохнуть не менее суток. После этой работы у вас наверняка останутся обрезки нолеума. Не выбрасывайте их — это отличный материал для других мозаичных работ: настенных панно, миниатюрных вставок на коробках. Оставшиеся кусочки линолеума разрежьте на прямоугольники и квадраты. Из них вы и наберете нужный вам мозаичный узор. Делают это либо на древесностружечной плите, либо прямо на стене. Небольшие мозаичные наборы можно выполнить на фанере или доске, а также на различных деревянных предметах, например, шкатулках, коробочках. Сначала, как и положено, делают эскиз будущей мозаики, потом переводят его на основу. Ориентируясь на рисунок, подбирают кусочки линолеума и наклеивают их на основание так, чтобы между ними оставался небольшой зазор. Через сутки, когда клей высохнет, заполните зазоры цветной мастикой. Для настенных композиций ее составляют на основе бустилата, в который добавляют в качестве наполнителя гипс или мел, а также цветные пигменты — сажу, синьку, сурик. После высыхания мастики, примерно через двое-трое суток, мозаику шлифуют и полируют наждачной бумагой. В небольших мозаичных наборах промежутки между элементами заполняют сургучом. Им можно также заполнить углубления, выгравированные на линолеуме или полихлорвиниловых плитках. Сургуч прочно сцепляется с линолеумом, а при застывании хорошо полируется. Готовят его из воска (или парафина), канифоли, мела и пигмента. Канифоль в сургуче является связывающим, воск — пластификатором, мел — наполнителем, а пигмент — красителем, придающим ему определенный цвет. В банке, опущенной в кипящую воду, расплавьте 4 части канифоли и 1 часть воска. В расплавленную смесь добавьте, постоянно помешивая, 1 часть измельченного мела, например зубного порошка, и 2 части пигмента. Тщательно перемешанную смесь разлейте в формочки из жестяных банок, предварительно смазав их вазелином. Сургуч в виде палочек извлекают из форм и хранят в таком виде. Заполняя промежутки между элементами мозаики, вам придется палочки разогреть над пламенем свечи. Расплавленный сургуч распределяют в углублениях деревянной лопаткой. Как только сургуч затвердеет, мозаичный набор выравнивают напильником и шлифуют шкуркой, наклеенной на деревянный брусок. Отполировать мозаику до зеркального блеска можно сухим хвощом или полировальной пастой, например пастой ГОИ. Линолеум, особенно старый, прекрасно полируется. Несколько хуже полируются ливинилхлоридные плитки. Чтобы придать им блеск, их протирают различными мастиками для пола. Подчеркнуть рельефность мозаичной композиции, сделать ее более выразительной можно с помощью гравировки, которую выполняют штихелями, применяемыми в линогравюре. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий